Get Adobe Flash player
Russian Chinese (Traditional) English Italian

Как определить готовность ребенка к обучению?

 

 М. Степанова, З. Сазанюк

Готовность к школьному обучению без ущерба для здо­ровья определяется понятием «школьная зрелость». Особенно важно это для шестилетних детей, для которых обучение в школе зачастую становится причиной ухуд­шения здоровья и длительной неуспешности. Авторы, специалисты по гигиене и охране здоровья детей, об­ращают внимание на причины обострения этой проблемы в современных условиях и на методы определения  школьной зрелости.

 

   Каждый новый этап в жизни ре­бенка — поступление в ясли, переход из яслей в детский сад, начало обучения в школе приносит с собой сложный комплекс непривыч­ных переживаний. Приспособление, адаптация к новому порой сопряже­ны с немалыми трудностями, особенно в начале школьной жизни. О степени адаптации ребенка к требованиям школы врачи судят по его утомляемости, успева­емости, состоянию здоровья. Несомненно, что первые дни обучения в школе вызыва­ют трудности у всех детей. Непривычный режим, старание как можно лучше и быс­трее выполнить задания учителя могут да­же стать причиной снижения веса ребен­ка. Однако часть детей довольно быстро, в течение первой четверти, преодолева­ют неблагоприятные изменения в различ­ных функциональных системах организма, физиологические показатели улучшаются, работоспособность повышается. Эти дети успешно учатся без ущерба для здоровья. У других детей процесс привыкания к шко­ле затягивается на более длительное вре­мя, нередко на весь учебный год и даже дольше. В чем же причина затрудненной адаптации детей к школе?

 

Он просто еще не умеет и не знает

   Одной из важных причин специалисты считают несоответствие функциональных возможностей детей требованиям школы. И дело здесь не только в уровне умствен­ного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у детей отмечается временное отставание в развитии других функций, которые очень важны для успеш­ной учебы. В связи с неравномерным тем­пом развития различных систем детского организма и особенностей условий жизни дети одного возраста могут иметь значи­тельные индивидуальные различия в уров­не функциональной готовности. Причиной школьной незрелости ребенка, как прави­ло, является комплекс неблагоприятных социальных и биологических факторов.

    Более ста лет назад были предприняты по­пытки определить готовность детей к обу­чению, или, как сейчас говорят, «школьную зрелость». «Школьная зрелость» (более точное определение — функциональная готовность к обучению в школе) — это не что иное, как необходимый уровень раз­вития у ребенка функций, позволяющий ему без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учебой в школе. Недостаточ­ная «школьная зрелость» чаще всего оп­ределяется не общим, а частичным отста­ванием в развитии, касающимся тех функ­ций, которые испытывают напряжение в процессе учебы. Прежде всего это отно­сится к развитию психики ребенка, быст­роты создания и прочности условных свя­зей, лежащих в основе обучения.

     Успешно справиться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том случае, когда он обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию, имеет достаточно высокий уровень разви­тия второй сигнальной системы, или, гово­ря иначе, восприятия речи. Существенное значение для успешного освоения школь­ной премудрости имеет развитие речи са­мого ребенка, отсутствие у него дефектов звукопроизношения.

   Трудно переоценить значение и тако­го фактора, как произвольная регуляция психической деятельности. На начальном этапе обучения наиболее слабым звеном в психической регуляции является кон­троль за выполнением поставленной пе­ред ребенком задачи, отвлекаемость на посторонние раздражители. Слишком ве­лика еще зависимость от непосредствен­ных влияний окружающего мира, ребенку еще очень трудно предвидеть результаты своего труда. Взрослые нередко расцени­вают это как непослушание, хотя ребенок далеко не всегда отклоняется от заданных инструкций из-за нежелания следовать им. Он просто еще не умеет, не знает, как удержать себя от неодобряемых взрослы­ми действий. Наука «властвовать собой» часто представляется непосильной за­дачей, поскольку анатомическая и функ­циональная готовность лобных отделов мозга, которые отвечают за эту деятель­ность, только-только еще оформляется к семи годам жизни. Очень важна способ­ность тормозить на определенное время высокую двигательную активность, столь свойственную детям, умение сохранять не­обходимую рабочую позу. А для освоения письма и рисования необходимо развитие мелких мышц кисти, координация движе­ний пальцев рук.

 

Необходимо прогнозировать готовность к обучению

       «Незрелые» дети часто становятся неус­певающими. Причем нередко это неуспевание в учебе растягивается на несколь­ко лет. Но если бы «школьная зрелость» вызывала у детей лишь отставание в уче­бе, эта проблема так и осталась бы педа­гогической. Однако у этих детей, особен­но у тех, кто ценой чрезмерного напря­жения старается выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще бо­леют, у многих формируется невроз, страх перед школой и нежелание учиться. Что­бы предотвратить такую ситуацию, необ­ходимо прогнозировать готовность ре­бенка к обучению еще до его поступле­ния в школу.

        Более 20 лет назад ученые-гигиенисты разработали специальные диагностичес­кие приемы, которые позволяют с высокой степенью точности судить о том, насколько ребенок готов к обучению в школе. Особую актуальность они получили, когда встал вопрос о приеме в школу детей шестилет­него возраста. Вполне понятно, что готов­ность к школе неразрывно связана с об­щим уровнем развития организма. Специ­алисты, которые занимались диагностикой готовности к школе, установили, что среди детей шестилетнего возраста количество   во «незрелых» весьма велико — почти половина. Год, отделяющий шестилетнего   ребенка от семилетнего, очень важен для его развития. В этот период, как правило,    происходит значительный скачок в психическом и физическом развитии малышей. И, как показали специальные исследования, в возрасте 6,5 лет «незрелых» детей   намного меньше — 23-30%, а среди семилетних — 10-15%.

          В современной ситуации проблема «школь­ной зрелости» вновь обострилась. Это свя­зано, во-первых, с уменьшением числа первоклассников, посещавших до пос­тупления в школу дошкольные образовательные учреждения; во-вторых, с утратой единых образовательных программ в до­школьных учреждениях и отсутствием современных образовательных стандартов, ориентированных на развитие и коррек­цию школьных необходимых функций (утрата преемственности); в-третьих, со значительным ухудшением состояния здоровья детской популяции, снижением функциональных возможностей детей; в - четвертых, с усложнением учебных требований, предъявляемых школой. Кроме того, несмотря на существующее требование об обязательном тестировании уровня школьной зрелости поступающих в первый класс детей, проводится оно чаще всего тогда, когда есть конкурс на зачисление ребенка
в школу, при приеме в те учебные заведения, где программы обучения, как правило,          отличаются большей сложностью.

          Между тем результаты гигиенических исследований показали, что среди современных детей 7-го года жизни школьно-незрелые составляют более 40%, что в три раза больше, чем их было в 70-е годы и в два раза больше, чем в 80-е. Причем среди мальчиков таких детей значительнобольше, чем среди девочек (48,6% против 28,6%). Эти результаты были получены у детей, посещающих дошкольные учреж­дения, полагаем, что среди детей, не по­сещающих детский сад, их количество бу­дет значительно больше. Успешное начало и продолжение школь­ного обучения невозможны без достаточ­ного уровня речевого развития. В норме правильным звукопроизношением всех звуков дети овладевают к пяти-шести го­дам. Между тем исследования, проведен­ные в 44 массовых детских садах Санкт - Петербурга, показали, что дефекты звукопроизношения имели место у 52,5% детей 6-7 лет. Слуховая дифференциация звуков была нарушена у 10, 5% детей, фонемати­ческий анализ слов был недоступен 25% обследованных, словарный запас отста­вал от возрастной нормы у 21,5%, то есть у каждого пятого ребенка.

          Ко всему следует добавить, что у 45,8% де­тей оказались несформированными зри­тельно-пространственные представления, которые определяют усвоение графичес­ких образов букв. Подводя итог проведен­ному исследованию, логопед Л. Парамоно­ва утверждает, что «примерно половина детей, поступающих в первые классы об­щеобразовательных школ, не готова к на­чалу систематического изучения русско­го языка ввиду явного отставания в рече­вом развитии».

       Аналогичные данные о том, что среди детей 7-го года жизни 50% не готовы к школьному обучению, приводят и психологи.

 

Диагностика готовности

     В настоящее время существуют разнооб­разные тесты, с помощью которых оцени­вается наличие определенных характеристик, свидетельствующих об умственных и физических возможностях обучаться в ус­ловиях школы. Среди них есть и доволь­но простой, так называемый «филиппин­ский тест» (оценка способности ребенка достать через голову правой рукой левое ухо). Он основан на том, что «школьная зрелость» наступает, как правило, одно­временно с ростовым скачком — уве­личением интенсивности роста конечнос­тей (в первую очередь рук).

    Таким образом, весьма несложная для про­ведения процедура тестирования уровня школьной зрелости позволяет медицин­ской сестре или педагогу получить доста­точно ясное представление о готовности будущего первоклассника к систематичес­ким учебным занятиям. Однако в арсена­ле медицинских работников есть утверж­денная Министерством здравоохранения методика для определения функциональ­ной готовности к обучению. Она изложе­на в методическом пособии «Организа­ция медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьни­ков на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского са­да, школы». В основу методики положены психофизиологические критерии, отоб­ранные на основании исследования раз­вития уровня функций и тесно связанные с успеваемостью, работоспособностью и динамикой состояния здоровья детей в первом классе.

      Определение готовности детей к обучению в школе проводится в детском дошкольном учреждении или в детской поликлинике (если ребенок не посещает детский сад). Мы рекомендуем проводить диагностику школьной зрелости дважды. Первый раз в октябре-ноябре года, предшествующе­го поступлению в школу. Эта диагностика является одним из фрагментов углублен­ного медицинского осмотра детей (плано­вой диспансеризации). Таким образом, у дошкольников, у которых выявлено отста­вание в развитии школьно-необходимых функций (например, моторика, речь), есть необходимый резерв времени для прове­дения коррекционных мероприятий. Ес­ли у ребенка имеются дефекты звукопроизношения, ему рекомендуются занятия у логопеда. Наличие стойкого дефекта ре­чи у ребенка 4-5 лет является основани­ем для направления его в логопедическую группу детского сада. Эффективность кор­рекционных занятий, если они начинают­ся в этом возрасте, значительно выше, чем у детей шести лет.

       Тем, у кого недостаточно развита коорди­нация движений пальцев рук, преодолеть это отставание помогут систематические занятия рисованием, лепкой, конструи­рованием. Установлено, что больше все­го различий в степени школьной зрелос­ти у мальчиков и девочек регистрируется в уровне развития моторики. Девочки го­раздо успешнее выполняют тесты, требу­ющие достаточно высокого уровня разви­тия моторных функций. У них, как прави­ло, лучше координация движений пальцев рук. Поэтому в школе у девочек меньше проблем с выполнением письменных ра­бот, у них обычно лучше почерк.

          Повторная диагностика (в апреле-мае) позволяет окончательно сформировать мнение о готовности ребенка к обучению в школе. По разным причинам описанный выше порядок определения уровня готов­ности ребенка к обучению в школе выпол­няется далеко не всегда. Однако реалии сегодняшней жизни таковы, что довольно много шестилетних детей садится за пар­ты. Это связано со многими причинами, в том числе и с тем, что продолжительность обучения в начальной школе увеличена сейчас до 4 лет. Согласно современному законодательству (Закон РФ «Об образо­вании», Санитарные правила и нормативы 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования

к условиям обучения в общеобразователь­ных учреждениях») ребенок может быть принят в первый класс, если к началу учеб­ного года ему исполнилось не менее 6,5 лет и даже ранее. Однако гигиенисты уверены в том, что шестилетние дети (до 6,5 лет) мо­гут быть приняты в школу, учебно-воспи­тательный комплекс (УВК) или любое дру­гое образовательное учреждение, реали­зующее программы начального обучения, только в том случае, если учреждение рас­полагает необходимыми условиями для ор­ганизации обучения таких детей.

         Министерство образования и науки при­лагает усилия для того, чтобы адаптиро­вать школы для обучения шестилеток, но наши наблюдения показывают, что необ­ходимые требования для их обучения не столь просто соблюдать. Речь идет о со­кращении продолжительности урока, ор­ганизации динамической паузы в середи­не учебного дня, постепенном наращива­нии учебной нагрузки (ступенчатый режим обучения в начале учебного года), органи­зации дневного сна и трехразового пита­ния для тех, кто остается в школе на про­дленный день и др. А таких школ на сегод­няшний день очень мало.

Однако следует помнить о том, что «незре­лость» ребенка не может быть причиной отказа приема его на обучение в школу. Но в этом случае ответственность за его здо­ровье несут родители.

 

 Степанова Марина Исааковна, доктор медицинских наук, Сазанюк Зинаида Ивановна, кандидат медицинских наук, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук