Пора «гормональных бурь»,
или Психологический портрет подростка
■ Л. Першина
Отрочество, как именовали когда-то подростковый возраст, — это особый период в жизни человека. Само название — подросток — говорит о чем-то срединном между детством и взрослостью. Подрос, но еще не вырос. Отсюда и многие сложности и противоречия. Автор рисует психологический портрет подростка, подчеркивая особенности его характера, требующие понимания и внимания со стороны взрослых.
Подрос, но еще не вырос
Ряд исследователей подросткового возраста объясняют его психологическую специфику через биологическое созревание — наступление половозрелости, сопровождаемой особым явлением — психической пубертатностью, которая удлиняется в цивилизованном обществе и усложняется по содержанию и характеру протекания.
Подростковый возраст характеризуется интенсивным ростом, усиленным обменом веществ, формированием и активным функционированием желез внутренней секреции — «гормональной бурей». В биологическом плане — это период завершения детства, полового созревания, которое характеризуется появлением репродуктивной (детородной) функции.
Половое созревание проходит в два этапа: на первом нарастает активность многих биологических центров, но еще без перестройки половых желез. Центральная нервная система, гипофиз, гипоталамус приходят в состояние большой активности, вследствие чего процесс возбуждения преобладает над торможением, хотя и повышается возможность самоконтроля. Это может вызвать ряд особенностей в поведении подростка. Безразличие к важным событиям при бурном возмущении по пустяку. Равнодушие к оценкам взрослых. Поведенческий негативизм (идет наперекор требованиям или отвечает отказом на просьбы). Нарушения эмоционального плана (у девочек выражены сильнее — им свойственны в этот период обидчивость, внезапная плаксивость, смена настроения). Нарушение координации (у мальчиков выражена сильнее — они шумные, многие действия сопровождают ненужными движениями, неловкие, угловатые, у них ухудшается почерк, замедляется речь, ответы «скудеют»). Снижение работоспособности, устойчивости внимания, повышение утомляемости.
Кроме того, у отдельных подростков наблюдаются отклонения соматического порядка. К примеру, сердце растет быстрее, чем диаметр сосудов, — отсюда повышенное сердцебиение, повышение артериального давления («подростковая гипертония»), головные боли, обмороки. Возможны малокровие и бледность, искривление позвоночника (из-за нехватки минеральных солей, интенсивно расходуемых организмом на «подкормку» физического роста).
Сказанное, вероятно, не является большой новостью для взрослых. Все по крайней мере хотя бы наслышаны о сложностях этого возраста. Тем не менее и родители и учителя довольно часто не квалифицируют проблемное поведение подростков как нормативное для этого возраста, не соотносят реальные затруднительные ситуации с закономерностями возрастного развития.
Однажды автору этой статьи довелось участвовать в реабилитации целого класса (пятого) и их первой учительницы, кстати, одной из лучших в той школе. Дело едва не дошло до нервного срыва у учительницы от бесконечных жалоб на буйное поведение «не приученных к порядку» детей, на плохие почерки «не наученных писать», на неустойчивое внимание и т.п. А дело оказалось в том, что этот класс начал взрослеть слишком дружно, одновременно, доставляя неудобства педагогам. Относить поведенческие и эмоциональные проявления пятиклашек на счет вступления их в подростковый возрастной период взрослым было невдомек — вроде бы еще малы. Но в том и состоит каверза раннего подросткового возраста, что «гормональная буря» не отражена во вторичных половых признаках и окружающие лишены подсказок и объяснений причин непонятного для них «трудного» поведения десяти- одиннадцатилетних детей.
Акселераты и ретарданты
На втором этапе пубертатного созревания нормализуется работа половых органов, появляются вторичные половые признаки. Это делает подростка объективно взрослым и дает ему субъективное ощущение взрослости. У старшего подростка улучшается самочувствие и настроение, он менее раздражителен, чем младший. Вместе с этим возникают половые ощущения, развивается интерес к другому полу, сексуальная информация становится значимой.
Следует учитывать, что скорость физического развития у мальчиков и девочек различна. Как правило, у девочек пубертатное созревание происходит на два года раньше, что создает некий дисбаланс во внешнем виде представителей разных полов в ученическом классе. При этом существуют и значительные индивидуальные различия в скорости развития внутри одного пола, обусловленные рядом факторов, в числе которых могут быть названы: социальные условия, семья, индивидуальные темпы соматического развития.
Для обозначения типа соматического созревания используют понятия акселерации (ускоренного физического созревания) и ретардации (позднее физическое созревание). Девочки-акселератки становятся обладательницами вторичных половых признаков уже в двенадцатилетнем возрасте, а к четырнадцати — это уже достаточно оформившиеся девушки. Это делает их привлекательными для противоположного пола. При этом отсутствие достаточного жизненного опыта и возрастной авантюризм делают их малоосмотрительными в выборе знакомств, при построении отношений. Таким образом, им приходится учиться, что называется, на своих ошибках.
Девочки-ретардантки значительное время остаются хрупкими, воплощающими образ фенимильности. По этой причине окружающие относятся к ним покровительственно-оберегающе. К тому же у них имеется возможность использовать опыт своих подруг-акселераток.
Сравнивая развитие мальчиков-подростков акселератов и ретардантов, можно наблюдать ряд преимуществ первых перед вторыми. Мальчики-акселераты, как правило, рослые, физически сильные, с рано появившейся порослью на лице и погрубевшим голосом, внешне выглядят взрослыми. Они крупнее и сильнее сверстников, что придает им уверенности, с ними больше считаются окружающие.
Мальчики-ретарданты, маленькие, щуплые, воспринимаются детьми. Их претензии на взрослость никак не подтверждены внешним видом. Это заставляет их искать собственные способы компенсации отставания физического развития. Одни, как бы затаившись на время, выжидают, когда вырастут. При этом они, как правило, уходят от ведущей деятельности возраста — эмоционального общения со сверстниками, переключившись на дружбу с более младшими, что усиливает поведенческий инфантилизм. Другие могут стремиться к активной компенсации недостатка физического роста достижениями в других областях — в спорте, музыке, учении, владении компьютером, иностранными языками. Они становятся тем самым интересными и привлекательными для сверстников, последние дорожат дружбой с ними, возрастной кризис затрагивает их незначительно.
А вот на третью категорию подростков - ретардантов стоит обратить особое внимание — они превращаются в пажей своих сверстников-акселератов, что не лучшим образом сказывается на формировании их мускулинных качеств. Можно предположить несколько вариантов их поведения во взрослой жизни: они могут искать способы отомстить окружающим за перенесенные притеснения, либо стремиться доказать свои преимущества над другими, либо у них может сформироваться комплекс неполноценности как серьезная жизненная помеха. Кстати сказать, этому есть немало подтверждений среди известных исторических персоналий.
Три типа взрослости
Таким образом, воздействие целого ряда факторов может определить три возможных типа взросления подростка.
- Первый тип характеризуется спокойным переходом через взросление, характеризующимся неповрежденностью семейных отношений, отсутствием серьезных расхождений с родителями и учителями;
в целом — это «мягкое», плавное, с сохранными отношениями взросление (надо предупредить, что часто эти подростки «добирают» поведенческих сложностей в юности и молодости, что уже считается вполне нормативной особенностью). - Второй тип развития сопровождается переживанием эмоционального конфликта, трудностями в отношениях со сверстниками, поврежденностью отношений со взрослыми, авантюризмом, нарушениями поведения. Однако адаптивное поведение все же преобладает. Поэтому отношения с окружающими, да и с самим собой, выстраиваются циклично и полярно — от бури негодования и неприятия до раскаяния, обещаний, искупающей ласковости. Ретроспективно анализируя свое поведение, такие подростки затрудняются объяснить его причину. При этом они склонны все же оценивать его снисходительно.
• Третий тип развития отмечается заметными проблемами внутреннего беспорядка, семейными разногласиями, уходами из дома, демонстрациями противостояния, даже клиническими проблемами. Такие подростки составляют группу риска, что предполагает вмешательство и помощь специалистов.
Сказанное позволяет взрослым прогнозировать возможные пути развития подростков, ориентироваться в их субъективных переживаниях и по возможности помогать.
За границами детства
Как уже было сказано, главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Большинство возрастных проявлений свидетельствует о притязании подростка на взрослость. «Чувство взрослости» развивается как специфическое новообразование самосознания. Оно выражает новую жизненную позицию, определяет содержание социальной активности, переориентацию на взрослые ценности. Развитие взрослости проявляется в подражании ее внешним проявлениям (одежда, лексика, досуг), в равнении на качества «настоящего мужчины» и «настоящей женщины», что вызывает чуткое отношение к своему физическому развитию и внешности, в понимании взрослого как образца в деятельности. В развитии взрослости в познавательной деятельности появляется доминирующая направленность познавательных интересов, развивается увлеченность, критерием оценки людей становятся их знания.
Притязание на взрослость может иметь и деформированное ее понимание, проявляясь в подражании «веселой и легкой» жизни- в посещении ночных клубов, выпивке. Это ведет к утрачиванию познавательных интересов, прекращению учения - таково неблагополучное развитие взрослости.
Подросток ориентирован на мораль равенства, представляет себя человеком, и перешагнувшим границы детства. Он начинает расширять свои права и ограничивать их у взрослых, претендует на уважение его достоинства, противится контролю, опеке. Но эти притязания сдерживаются взрослыми по ряду причин, среди которых материальная зависимость подростка, детские черты в облике и поведении, отсутствие умения самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность. Становление новых взаимоотношений подростка и взрослых протекает не всегда гладко. Это может породить разные формы непослушания детей, протеста, конфликтов. И чем больше подросток недоволен взаимоотношениями со взрослыми, тем нужнее ему товарищи, тем сильнее их влияние на него.
Являясь ведущей деятельностью, эмоциональное общение со сверстниками оказывает огромное влияние на содержание развития подростка. Это значение обусловлено прежде всего функциями сообщества сверстников. Андре Моруа заметил, что лучшими воспитателями являются школьные товарищи, ибо они безжалостны. Таким образом, сообщество сверстников выполняет для подростка воспитательную функцию, заключающуюся в воздействии бескомпромиссного мнения товарищей на его самооценку и самоотношение.
Вторая функция заключается в том, что от сверстников подросток получает специфическую информацию «про это». Подросток не всегда готов обсуждать со взрослым интимные вопросы. Его может сдерживать смущение или неуверенность в понимании и адекватном отклике взрослого, а вот сверстник — такой же, как он сам, и заслуживает доверия.
И третья функция — в сообществе сверстников реализуется эмоциональное единение, обусловленное общностью интересов, одинаковостью эмоционального реагирования на ситуации. Указанные функции делают общение со сверстниками притягательным и значимым.
Для взрослых «тусовки» во дворе, длительные разговоры по телефону кажутся пустым времяпровождением, для подростка — это фактор развития. Вопрос лишь в содержании этого общения. В этой связи на родителях и учителях лежит ответственность за наполнение подросткового общения содержанием. Этот фактор непозволительно пускать «на самотек».
Важно знать, что проявления коммуникативного поведения подростков весьма противоречивы. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших «друзьях на всю жизнь». Подростки чрезвычайно требовательны к проявлениям верности и преданности в дружбе, всякие недомолвки расцениваются ими как предательство и переживаются очень тяжело.
Першина Людмила Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент Московского гуманитарного педагогического института
Время поиска себя в мире и мира в себе.
Подростковый возраст — вечная проблема и для педагогов, и для родителей. Автор оспаривает распространенное мнение о том, что лишь интенсивная учеба и активный отдых способствуют социализации подростка. По ее убеждению, для нормального развития личности требуется не социализация, а обособление и самоуглубление, умение вырабатывать способность к собственному мнению.
Проблемы воспитания подрастающего поколения всегда привлекали внимание школьных педагогов, психологов и родителей. При всем многообразии подходов и методов воспитания большинство современных ученых и практиков придерживаются единого мнения по вопросу социальной адаптации подростков: необходимо как можно раньше социализировать ребенка, включить его в «нормальный» мир взрослых, сделать подростка исправно функционирующим членом общества. В данной статье мы предлагаем взглянуть на эту проблему под другим углом. Наши собственные жизненные наблюдения, опыт работы в школе и особенно знакомство с работами известного российского ученого-философа А.С. Арсеньева являются базой для изложенной ниже позиции.
Дайте ему возможность подумать, поразмышлять
О психических особенностях подросткового возраста написано очень много, большинством ученых этот возраст определяется как кризисный, так как данный период в жизни человека характеризуется резкими качественными изменениями. В первую очередь — неравномерным развитием организма, связанным с половым созреванием. Конфликт между духовным миром и телесно-чувственными ощущениями и желаниями, как правило, протекает для подростка очень болезненно и не только у мальчиков, как это принято считать, но и у девочек, только в более скрытой форме.
В художественной литературе прекрасно описаны ситуации, когда в юной душе вступают в конфликт идеальные любовные переживания и чисто физиологические половые импульсы. Подростка в прямом смысле «раздирают» противоположные чувства и желания: «поклоняться» идеалу и «обладать» этим идеалом, отсюда настоящие, взрослые страдания, зачастую проявляющиеся в различных попытках уйти от этих страданий или в мир алкогольных или наркотических грез, или вообще «уйти», покончить с собой.
Существует распространенное мнение, что помочь подростку пережить это тягостное для него время нужно, максимально рано социализируя его, включая в общую жизнь со взрослыми. Чуть ли не с детского сада ребенок должен быть постоянно занят, «захвачен», «задействован», «вовлечен». Распространенная точка зрения:
«Чем больше устает, тем меньше времени у него на пустяки останется». О каких же пустяках говорят взрослые, что подразумевают они под пустяками? «Валяется без дела, сидит, рисует дурацкие картиночки, все что-то пишет, по телефону часами болтает...» — вот типичные высказывания родителей, считающих, что их чадо должно, если сидеть, то только за уроками или, в крайнем случае, за чтением художественной литературы, если лежать, то непременно спать. «Ни в коем случае не предоставлять ребенка самому себе: интенсивная учеба, активный отдых на глазах у взрослых» — вот лозунг таких педагогов и родителей.
И их можно понять: «большие детки», целыми днями пялящиеся в телевизор или компьютер, болтающиеся с себе подобными по улицам и подъездам, тянущие пивко, матерящиеся и слушающие непонятную музыку, вызывают, конечно, у нас, взрослых, тягостные чувства. Но зачастую, пытаясь оградить ребенка от «дурного влияния улицы», мы перегибаем палку. Не давая подростку возможности побыть одному, подумать, поразмышлять, мы делаем огромную ошибку. Уметь отличать хорошее от плохого и преодолевать это так называемое дурное влияние человек должен непременно сам. Взрослый, желая подопечному добра, поможет ему в трудной ситуации раз, другой, решив все сложные моменты, но в третий раз, когда подросток один на один встретится с подобной проблемой, он может снова оказаться беззащитным, так как у него не выработались своя позиция, свои навыки решения конфликтов.
Для выработки таких навыков, «иммунитета к плохому» необходимо довольно длительное время. Весь подростковый период и есть такое время: время поисков себя в мире и мира в себе. Вот что по этому поводу пишет А.С. Арсеньев: «...подростковая фаза отличается особенно острой необходимостью во внутренней работе самоформирования, в обособлении от социальной среды и любой формы коллективности как таковой. И поэтому не следует мешать подростку в «отрыве от коллектива», не пытаться его «социализировать», классифицируя этот отрыв как индивидуалистическую направленность личности, требующую справления...».
Движение к обособлению и самоуглублению
Этот важнейший период в жизни человека можно сравнить с фазой окукливания у бабочек. Прежде чем бабочка распустит крылья, в куколке происходят важнейшие преобразующие процессы. А для успешности протекания этих процессов необходимы, помимо природной заданности, и время и место, необходимы благоприятные условия, при которых из кокона вылетит прекрасная бабочка. По сути, вся работа с подростками и должна строиться на создании этих условий. А развивать себя, «самоформироваться», взрослеющий человек должен научиться сам. А.С. Арсеньев акцентирует внимание воспитателя на том, что «нормальное развитие личности подростка требует не социализации, а противоположно направленного движения обособления и самоуглубления».
Важная особенность этого возраста состоит еще в том, что подросток не способен на компромисс, он максималист по натуре, «если нет правды, добра, любви, справедливости в отдельно взятом случае, то ее может и не быть вообще!». Можно представить, как тягостно оставаться наедине с такими мыслями, отсюда и подростковые депрессии, и плохое поведение.
А.С. Арсеньев справедливо замечает, что «...подросток, чувствуя себя по строю мышления равным взрослому, хочет войти в мир взрослых, «социализироваться» и в то же время не может принять этот мир с его «лживостью» и «лицемерием»». Но для воспитателя важно не просто отвлечь подростка от таких размышлений, заполнив его досуг интересной и полезной деятельностью. Этого мало, для нашего воспитанника важно донести, что такие мысли приходят в голову всем, что с такими проблемами сталкивается каждый человек, и каждый учится находить свой собственный выход из экзистенциальных проблем бытия: вечных проблем смысла жизни и смерти, любви и предательства, вины и ответственности.
Самое печальное, когда эти пугающие подростка мысли отрицаются его сознанием, «вытесняются» и «заталкиваются» в подсознание. Этому активно способствует массовая культура, которая вообще отрицает само наличие этих проблем. Судите по содержанию рекламных роликов, например: «помыл голову и счастлив», «съел и порядок», «надежно защищен и можешь спать спокойно». Проблемы морали, совести, ответственности — все это как будто из другого века. А современный человек нацелен на личный успех, на достижение максимальных материальных благ. И тогда человек, казалось бы, может сам устанавливать для себя моральные нормы согласно собственным представлениям и действовать. Не отсюда ли страшные преступления, совершаемые подростками, так и не разрешившими для себя, «что такое хорошо и что такое плохо»?
А эти «вечные вопросы» должны и могут разрешаться только в общении со сверстниками и взрослыми, в чтении художественной литературы, в наблюдениях и размышлениях. И со временем взрослеющий человек обязательно находит для себя приемлемый выход из казавшихся ранее неразрешимыми проблем. Возможно, валяясь на диване, подросток и проделывает такую работу: мысленно прокручивает свой день, оценивает свои и чужие слова и поступки, ругает или хвалит себя. «Болтаясь» в компаниях, он учится общаться по-настоящему, учится решать конфликты сам, без помощи взрослых. Если же у него не будет возможности это делать, он очень быстро станет зависимым от чужого мнения, не будет способен сопротивляться чудовищному давлению общества, в нашем варианте, как это ни грустно, общества с размытыми моральными ценностями, с культом силы и денег, общества, пропагандирующего потребление материальных ценностей как цель жизни.
Опять процитирую Арсеньева: «Многие индивиды (и число таких катастрофически увеличивается) в наше время не проходят подфазу юности и оказываются духовными эмбрионами и духовными калеками в течение всей своей жизни». Учиться вырабатывать в себе собственное мнение — одна из важнейших целей подросткового возраста. Только имея собственный взгляд на мир, можно сопротивляться злу во всех его видах, за самыми сладкими, но лживыми речами распознать их убийственную сущность.
- Первый тип характеризуется спокойным переходом через взросление, характеризующимся неповрежденностью семейных отношений, отсутствием серьезных расхождений с родителями и учителями; в целом — это «мягкое», плавное, с сохранными отношениями взросление (надо предупредить, что часто эти подростки «добирают» поведенческих сложностей в юности и молодости, что уже считается вполне нормативной особенностью).
- Второй тип развития сопровождается переживанием эмоционального конфликта, трудностями в отношениях со сверстниками, поврежденностью отношений со взрослыми, авантюризмом, нарушениями поведения. Однако адаптивное поведение все же преобладает. Поэтому отношения с окружающими, да и с самим собой, выстраиваются циклично и полярно — от бури негодования и неприятия до раскаяния, обещаний, искупающей ласковости. Ретроспективно анализируя свое поведение, такие подростки затрудняются объяснить его причину. При этом они склонны все же оценивать его снисходительно.
- Третий тип развития отмечается заметными проблемами внутреннего беспорядка, семейными разногласиями, уходами из дома, демонстрациями противостояния, даже клиническими проблемами. Такие подростки составляют группу риска, что предполагает вмешательство и помощь специалистов.
Сказанное позволяет взрослым прогнозировать возможные пути развития подростков, ориентироваться в их субъективных переживаниях и по возможности помогать.
За границами детства
Как уже было сказано, главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Большинство возрастных проявлений свидетельствует о притязании подростка на взрослость. «Чувство взрослости» развивается как специфическое новообразование самосознания. Оно выражает новую жизненную позицию, определяет содержание социальной активности, переориентацию на взрослые ценности. Развитие взрослости проявляется в подражании ее внешним проявлениям (одежда, лексика, досуг), в равнении на качества «настоящего мужчины» и «настоящей женщины», что вызывает чуткое отношение к своему физическому развитию и внешности, в понимании взрослого как образца в деятельности. В развитии взрослости в познавательной деятельности появляется доминирующая направленность познавательных интересов, развивается увлеченность, критерием оценки людей становятся их знания.
Притязание на взрослость может иметь и деформированное ее понимание, проявляясь в подражании «веселой и легкой» жизни- в посещении ночных клубов, выпивке. Это ведет к утрачиванию познавательных интересов, прекращению учения - таково неблагополучное развитие взрослости.
Подросток ориентирован на мораль равенства, представляет себя человеком, и перешагнувшим границы детства. Он начинает расширять свои права и ограничивать их у взрослых, претендует на уважение его достоинства, противится контролю, опеке. Но эти притязания сдерживаются взрослыми по ряду причин, среди которых материальная зависимость подростка, детские черты в облике и поведении, отсутствие умения самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность. Становление новых взаимоотношений подростка и взрослых протекает не всегда гладко. Это может породить разные формы непослушания детей, протеста, конфликтов. И чем больше подросток недоволен взаимоотношениями со взрослыми, тем нужнее ему товарищи, тем сильнее их влияние на него.
Являясь ведущей деятельностью, эмоциональное общение со сверстниками оказывает огромное влияние на содержание развития подростка. Это значение обусловлено прежде всего функциями сообщества сверстников. Андре Моруа заметил, что лучшими воспитателями являются школьные товарищи, ибо они безжалостны. Таким образом, сообщество сверстников выполняет для подростка воспитательную функцию, заключающуюся в воздействии бескомпромиссного мнения товарищей на его самооценку и самоотношение.
Вторая функция заключается в том, что от сверстников подросток получает специфическую информацию «про это». Подросток не всегда готов обсуждать со взрослым интимные вопросы. Его может сдерживать смущение или неуверенность в понимании и адекватном отклике взрослого, а вот сверстник — такой же, как он сам, и заслуживает доверия.
И третья функция — в сообществе сверстников реализуется эмоциональное единение, обусловленное общностью интересов, одинаковостью эмоционального реагирования на ситуации. Указанные функции делают общение со сверстниками притягательным и значимым.
Для взрослых «тусовки» во дворе, длительные разговоры по телефону кажутся пустым времяпровождением, для подростка — это фактор развития. Вопрос лишь в содержании этого общения. В этой связи на родителях и учителях лежит ответственность за наполнение подросткового общения содержанием. Этот фактор непозволительно пускать «на самотек».
Важно знать, что проявления коммуникативного поведения подростков весьма противоречивы. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших «друзьях на всю жизнь». Подростки чрезвычайно требовательны к проявлениям верности и преданности в дружбе, всякие недомолвки расцениваются ими как предательство и переживаются очень тяжело.
Першина Людмила Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент Московского гуманитарного педагогического института
Психологические особенности периода адаптации в 5 классе
Пятый класс, как утверждают специалисты, — следующий проблемный класс после первого. Десять лет — начало физиологического созревания и одновременно переход к другой системе учебы и новым требованиям.
Изменение жизненной ситуации и жизненного статуса является стрессом для любого человека, но детей это касается особенно. Ведь при переходе в среднюю школу не просто изменяются сами отношения между учеником и учителями. За четыре года учебы в младшей школе ребенок успел привыкнуть к педагогу, учитель приспособился к общению с ним, детально изучив его индивидуально-психологические особенности. То есть они адаптировались друг к другу. А тут — все новые и незнакомые! Хорошо, если у ребенка богатый социальный опыт, то есть он посещал детский сад, у него много друзей и большая семья. Он имеет, таким образом, опыт общения с разными людьми разного (что тоже немаловажно!) возраста.
Пятикласснику нужно не только приспособиться к совершенно разным и «чужим» людям, но и подать им себя. У педагога младшей школы дети уже имели определенный статус, и, как правило, весьма комфортно себя чувствовали в нем. Ребенок выработал свои приемы психологической защиты против определенных некомфортных взаимоотношений. С новыми учителями эти приемы не работают. И если пятиклассник к тому же очень зависим от внешних обстоятельств, то, безусловно, адаптационный период будет необычайно болезненным и длительным. Может возникнуть страх к школе (еще ничего не случилось, еще нет никакой проблемы, но страх перед этим незнанием, перед калейдоскопом лиц, требований, характеров уже есть) и повлиять на соматику. То есть у ребенка может возникнуть головная боль, расстройство желудка, бессонница или, наоборот, постоянная сонливость, заторможенность или гиперактивность.
Конечно, речь идет о крайних случаях, потому что к десятилетнему возрасту дети уже имеют определенные знания о школе, требованиях и даже опыт работы с разными учителями (уроки физкультуры, иностранного языка). Родители часто сами затормаживают социальное развитие своего ребенка, принимая его социальные роли на себя. Начиная с маленького «поздоровайся», «скажи «спасибо!», они не могут остановиться и тогда, когда ребенок взрослеет, становится учеником. Не приучают к самостоятельности, сами выясняют его отношения с учителями, одноклассниками, друзьями. Бесспорно, вникать в школьные дела ребенка необходимо, но не менее важно научить его самого строить взаимоотношения в классе и за его пределами.
Говоря о проблеме пятого класса, нужно помнить, что ребенку необходимо наработать определенные навыки в довольно короткий промежуток времени. Что же требуется от педагогов и родителей в этой ситуации? Ничего нового — просто любить детей. Ведь, по данным последних исследований отечественных психологов, 90% учеников убеждены, что учителя их… ненавидят. Почти такая же ситуация и в семье: несмотря на заверения родителей в любви, дети ее не ощущают, даже больше — мучительно признаются, что их не любят. И дело тут не в отсутствии этой любви, а в том, что мы разучились проявлять ее друг к другу (от этого, кстати, страдает все наше общество). К тому же родительская любовь должна быть безоговорочной — любить ребенка таким, каким он есть, в любом возрасте, с любыми его проблемами.
Нынешние дети свободнее в высказываниях и отстаивании своего мнения, у них меньше лицемерия и страха, ощутимо больше достоинства, но при этом родители должны помнить: они, как и раньше, требуют к себе безраздельного внимания. Десять лет — начало подросткового возраста, и в этот период особенно важно не критиковать ребенка, а сотрудничать с ним, поощрять, дисциплинировать, помогать достигать определенной цели, анализировать неудачи и ни в коем случае не сравнивать с другими. Дайте почувствовать ребенку, что оценили его старания, не поскупитесь на похвалу, и сын увидит в вас друга. Еще необходимо развивать коммуникативные навыки ребенка, воспитывать в нем доброжелательное отношение к людям. Родителям следует помнить, что конфликтный ребенок в первую очередь страдает сам, а выиграет тот, кто воспитан в любви к другим. В адаптации пятиклассников это играет едва ли не решающую роль.
Сейчас очень много говорится о личностном подходе к ребенку. Это несколько другое понятие, чем «индивидуальный подход». Нельзя видеть количество ошибок и не видеть при этом маленького человека. Нужно умело оперировать и тем, и другим, а справедливые требования ребенок всегда чувствует.
Но даже если с учителем не повезло, и контакт пока не налаживается, не спешите в присутствии ребенка плохо отзываться о педагоге. Попытайтесь вместе с ребенком найти подход к этому учителю, познакомиться с ним и познакомить его с системой воспитания в семье.
Нужно сделать так, чтобы ребенку было интересно учиться и познавать мир. И тут усилий одних учителей мало. Дома должен быть культ школы, потому что она дает знания, а также атмосфера совместного (семейного) познания. Когда начинается учебный процесс, родители понимают (и правильно понимают), что нужно держать его под контролем, осуществлять его в интересной форме: вместе выучить стихотворение, понять его смысл, разобрать трудную тему, используя при этом другие источники.
Десять лет — это и начало полового созревания. Происходит сложнейшая физиологическая перестройка в организме, дети ее очень тяжело переживают, иногда даже происходят психологические срывы. Изменяется тело, ребенок воспринимает себя по-новому, и может быть много проблем, если в силу каких-то причин он не принял себя и не полюбил. Да кто же не помнит себя в этом «ужасном» возрасте, когда «уши — как у слона!», ноги — «коротышки и колесом!», руки — «это не руки, а костыли какие-то!», нос — «как у дятла» или того хуже «картошкой!»» и вообще — «разве может кто-то такую уродину полюбить?!»…
Нас, конечно же, старались уберечь от крайностей в оценках себя и окружающего мира. Мы обязаны помочь детям принять и полюбить себя со всеми своими недостатками и достоинствами. А это касается и внешности, и интеллектуальных наклонностей, и умственных способностей.
В этот период дети утрачивают ту самооценку, которая была до этого. В младшей школе она складывалась из оценки взрослых и того же учителя. Баллы за ответ на уроке дети воспринимали как оценку своей личности. Младшие школьники на вопрос: «Кто у вас самый лучший в классе?» обязательно назовут отличников. Но в пятом классе такое представление о «хорошисте» уже начинает меняться. Прибавьте к этому гормональную разбалансировку организма, которая беспощадно «бьет» по нервной системе, и вы поймете, почему ребенок неуравновешен, раздражителен, более утомляем и вообще переживает не самые счастливые дни своей жизни.
На этом фоне совсем по-другому смотрится еще одна проблема: оставаться ли в своей «простой» школе или идти за лучшими (так кажется) знаниями в более престижное учебное заведение. Как ни странно (поскольку такой переход становится тенденцией), большинство специалистов единодушны: переход из школы в школу и даже из класса в класс нежелателен. Он, утверждают они, приемлем только в том случае, если ребенок не имеет на старом месте нужного статуса. Например, в силу каких-то причин относится к отвергнутым детям: класс его не принял. И тогда нужно помочь ему занять соответствующий статус на новом месте, потому что в этот период для подростка особенно важно иметь взаимопонимание со сверстниками.
И все же новый коллектив требует напряжения: нужно опять преподнести себя и найти свое место в нем. А если есть какие-то физические или психологические особенности у ребенка, он может получить душевную травму лишь только потому, что… рыжий или слишком худой. И даже если в предыдущем коллективе это тоже имело какой-то негативный оттенок, ребенок уже научился с этим бороться и защищаться.
Поэтому родителям, стремящимся дать детям хорошее образование, нужно в первую очередь помнить о том, что в гимназиях и лицеях — совершенно другие требования и нагрузка. Готов ли их ребенок к ним (он не глупее, нет!)? Но позволяет ли его физическое и психическое здоровье выдержать такой темп? Насколько адекватна его самооценка? Выработаны ли у него эмоционально-волевые навыки (а у нынешних детей это самая большая проблема)? И если ребенок успешно получает знания в своей школе, не нужно мешать ему: эти знания будут совершенно достойными. К тому же нужно понимать, что нет ни одного учебного заведения, где бы абсолютно все учителя были высочайшего уровня.
В начале учебного года будьте предельно внимательными к своему ребенку, замечайте малейшее изменение в его настроении, отношении к школе. Раньше он приходил и охотно рассказывал, что было в школе, а теперь молчит, не рассказывает? Это уже сигнал: ему некомфортно, он что-то пытается скрыть и боится вам рассказать, или он не понимает, что происходит. Помогите ему, посоветуйтесь со школьным психологом, не останавливайте себя известным: «Да что я побегу с такой маленькой проблемой?». Ведь из маленькой проблемы может получиться большая, а этого допустить никак нельзя. Хотя есть дети, у которых достаточно внутренних ресурсов, чтобы справиться с возникшими трудностями, и этого даже никто не заметит. Но и других ребят нужно постоянно поддерживать и учить, как преодолевать «подводные течения». Нужно помнить и то, что ребенок дома, на улице и в школе — это три разных человека. И это не значит, что он такой лицемер. Ведь выполняя определенную социальную роль, он научился соответствующим способам поведения. В роли ребенка знает, как быть послушным, чтобы от мамы с папой что-то получить. Когда он выполняет роль ученика, пытается подстроиться под каждого учителя и опять же делать так, как каждому из них нравится. Поэтому на разных уроках у разных учителей он может вести себя по-разному, методом проб и ошибок выстраивая свои отношения. И «таким» мама его не видит. Поэтому так желателен в пятом классе контакт педагогов и родителей.